ИНТЕРАКТИВНЫЙ РЕДАКТОР ФРАЗ
Сразу оговоримся, что IPS работает по принципу - "Что посеешь, то и пожнешь", а сеять в нем можно дни и ночи, и предоставляемые возможности настолько велики и разнообразны, что уже после второй-третьей операции исходный материал может измениться до неузнаваемости, поэтому было бы желательно хотя бы представлять себе смысл выполняемой процедуры и возможные ее последствия. Все вышенаписанное ни в коей мере не ставит целью как-либо запугать вас, а, наоборот, подготавливает к тому, чтобы вы не тыркались по IPS из угла в угол, а прочитав главу (раза три - четыре) и поняв основы и суть, спокойно творили бы "на радость себе и во славу отечества".
Для начала необходимо создать фразу, чтобы IPS было с чем работать. Другими словами, ему необходим хоть какой-нибудь материал, с которого IPS мог бы "стартовать". Фраза создается в окне аранжировки Cubase. Выберите часть, которую хотите сделать фразой, причем в любом случае при создании фразы используется вся часть, поэтому если вам нужны не все ноты части, то отселектируйте необходимое и создайте из этого самостоятельную часть, после чего и меню EDIT выберите строку Copy to Phrase. Появившееся окно дает вам возможность выбрать место, куда будет помещена фраза (фразы в IPS размещены в двух банках, А и В, по 16 фраз в каждом банке, а также могут сохраняться на винчестер или на дискету, причем как в первозданном виде с расширением .IPS, так и с последующими настройками с расширением .СМВ). Нажмите ОК, и фраза в IPS.
Далее я буду показывать (где это возможно и имеет смысл), что происходит при применении той или иной операции на примере фрагмента песни "Не слышны в саду даже шорохи".
Вот так это выглядит в окне редактора Score:
Рис.24
Или в окне редактора Edit:
С4
СЗ
После того как была создана фраза, вверху выбираем строку Options и далее в Phrase Synthe...
Итак, мы в IPS.
Самая главная кнопка - ACTIVE. Она включает и выключает IPS. Если вы хотите, чтобы что-то происходило, кнопка должна быть черного цвета (это правило распространяется и на все другие Кнопки, т. е. когда кнопка черная - она включена и наоборот). Далее вас ожидает сюрприз. Внизу справа вы видите кнопки IPS А и IPS В. Оказывается, что мы имеем не один, а два IPS, причем работают они совершенно независимо друг от друга. Вы можете работать с одним или с другим IPS, а также с двумя одновременно. Реализуется это кнопками
(ON\OFF) справа от кнопок IPS A, IPS В. Может возникнуть вопрос -как увидеть второй IPS, ведь на экране отображается только один. Все просто: когда кнопка IPS А черного цвета, мы видим первый IPS; когда инвертирована (почернела) кнопка IPS В, мы видим второй IPS (созерцать их одновременно невозможно).
Если действия, описанные выше, были выполнены вами правильно, то мы имеем IPS, приведенным в рабочее состояние, и нашу фразу (в поле Phrase Input), одну или в окружении других, если они там уже были, имеющую название части, в которой она создавалась. Имя можно изменить, дважды щелкнув в его поле левой кнопкой мыши и набрав другое имя. Далее нажатием кнопки ON\OFF, находящейся напротив кнопки IPS А, активизируем IPS A (IPS В пока не нужен), и нажимаем кнопку IPS А, чтобы увидеть настройки именно этого IPS. Убедитесь, что второй IPS выключен - кнопка ON\OFF справа от IPS В должна быть серой, т.е. установлена на OFF. Сразу оговоримся, что
как один, так и второй IPS активизируются кнопками ON\OFF (ON включена, OFF выключена), а кнопки IPS А и IPS В служат для переключения "изображений". Кнопкой 1NIT, на всякий случай, обнуляем все возможные значения данного IPS (именно для этого она и служит).
Output. Данный модуль позволяет нам установить, куда именно будет направлен выход из IPS (на MROS, на внешний звуковой модуль, на звуковую карту и т.п.), а также номер программы (пресета) и номер MIDI канала. (Не спешите экспериментировать с MROS).
PHRASE INPUT.
Phrase input. Нажав в поле названия фразы, выбираем нашу (носящую имя части) и смотрим в окошки под ней. Самое первое окошко показывает длину в тактах, и это назначение можно изменить, как в одну, так и в другую сторону. Так, музыкальный фрагмент (Рис 1) записанный Cubase в размере 4/4 и преобразованный во фразу, имеет параметры Length=2.0; Notes=10; Numbers=5, где Length=2.0 - это длина фразы в тактах. Параметр можно изменить, щелкая в соответствующее поле мышью. Изменение в меньшую сторону приводит к воспроизведению части фразы от начала до конца, определенного установками, изменение в большую сторону не приведет ни к чему. К примеру, если мы установим Length не 2.0 а 1.0, то сыграется не вся фраза, а лишь "Не слышны в саду даже...". Можно установить 3.0 и даже 5.0, фраза сыграется до конца, но больше играть нечего; Notes=10 - общее количество сыгранных нот и Numbers=5 -количество использованных нот. Последнее требует пояснений.
Внутри себя IPS присваивает нотам номера, С первой октавы -N 1, D первой октавы - N2 и т. д., но С второй октавы не N 1, а какой-либо другой в зависимости от количества и порядка нот во фразе. В реальности присвоение номеров в IPS происходит в зависимости от вводимых условий (того, что установлено в поле MIDI Input, и того, что вы будете играть на клавиатуре), и данная нумерация приведена
лишь в качестзве примера, причем нумерация происходит отдельно для нот изначальной фразы и тех нот, что вы играете. Это основа IPS, и ниже мы поговорим об этом подробнее.
Примерно на этом месте люди, изучающие IPS, делятся на две диаметрально противоположные группы. Одним уже стало скучно, и они предпочтут узнать все на практике (для них далее со слов "можно нажимать на клавиши"), другие тоже заскучали, но для них MIDI Input.
MIDI INPUT.
Sort. Когда вы нажимаете какие-либо клавиши, это не всегда соло. Существуют еще интервалы и даже аккорды, и именно Sort решает, как именно производить нумерацию всего этого.
Lowest Note. Сортирует ноты по порядку от самой низкой к самой высокой. Соответственно самая низкая нота получит первый номер, а самая высокая последний.
Highest Note. Здесь все наоборот. Самая высокая нота получает первый номер, самая низкая последний.
Lowest Velocity. Сортирует по порядку от самой тихой ноты к самой громкой.
Highest Note. Сортирует по порядку от самой громкой к самой тихой ноте.
First Note. Самая первая нажатая нота первая в списке, вторая нажатая - вторая и т. д.
Last Note. Самая последняя нажатая нота - первая в списке, самая первая нажатая нота - последняя.
Кнопка THRU ниже окна Sort включает прохождение вашей игры. Т. е. когда при игре, THRU выключено, вы слышите лишь то, что происходит с фразой, во включенном состоянии вы слышите и то, что играете, и фразу. Опять же оговорюсь, что это действительно только при определенных условиях, назначенных в модуле интерпретатора (о
нем ниже), и все может быть совсем иначе и по-другому. Да и вообще второй главный постулат IPS - "Чем дальше в лес, тем больше дров".
Справа от кнопки THRU находятся два окошка, которые определяют диапазон клавиатуры, вне которого данные обрабатываться не будут. К примеру, если мы имеем назначенный диапазон от С1 до С2 , то только в пределах этой октавы сыгранные ноты будут восприняты IPS как руководство к действию и соответствующим образом обработаны. Применяется это в случаях, когда вы хотите одной рукой управлять IPS, а другой, например, играть solo или управлять другим MIDI устройством.
INTERPRETER.
Ребята, сейчас начнется самое трудное, но если вы ясно осознаете, что это такое (вкупе с MIDI Input), считайте, что IPS у вас в кармане.
HOLD. При нажатии этой кнопки фраза всегда доигрывается до конца, даже если вы уже ничего не играете на вашей клавиатуре, или в зависимости от установок играется до конца, даже если вы нажимаете и еще какие-нибудь клавиши. Выглядит это так: вы нажимаете одну или две клавиши (можно больше), но "Не слышны в саду даже шорохи" вы прослушаете до конца. Если же вы в дополнение включите еще и LOOP, вы будете слушать сей музыкальный фрагмент до тех пор, пока не догадаетесь нажать пробел или ноль на компьютерной клавиатуре или два раза не щелкнете левой кнопкой мыши на кнопке ACTIVE. Примечание: LOOP работает только когда HOLD включено и Retrig выключено и также не работает в режиме Transpose continue.
RETRIG. При нажатии этой кнопки фраза всегда начинается с начала, когда другая клавиша нажимается, даже если другие клавиши еще нажаты.
S. При нажатии этой кнопки ноты фразы, игнорируя все другие
установки, сортируются исключительно относительно высоты тона, как и MIDI вход, когда он установлен на Lowest Note с поправкой на то, что Lowest Note все-таки интересуется тем, что происходит в других окошках.
Отступление: Всегда любил Cubase за наглядность в работе и четко продуманную иерархическую структуру, но к IPS это не относится. Система всевозможных ссылок и взаимоисключений вкупе с умными словами в руководстве по эксплуатации об алгоритмах и формулах напоминают спутанный клубок веревки. Вроде бы понятно, что есть начало и конец, но проследить весь путь не представляется возможным. Тут надо иметь или очень ясную голову, или читать, пробовать, снова читать и так до победного конца.
MODE. Это окно находится в модуле INTERPRETER и позволяет использовать разные режимы сортировки.
Transpose Retrig. Воспроизводит фразу, начиная сначала каждый раз при нажатии новой клавиши, причем тональность фразы определяется высотой тона нажатой клавиши. При воспроизведении аккорда тональность определяется по первому номеру (надеюсь, не забыли еще, IPS присваивает всем нотам номера и очередность нот зависит от режима установленного в модуле MIDI Input).
Вот только здесь и не раньше можно нажимать клавиши. Можно не играть на клавишах, а использовать какую-нибудь из дорожек Cubase в качестве входа в IPS. Выглядит это так. В окне аранжировки Cubase, в поле Output полосы информации части, выход которой вы, желаете обработать IPSOM, выбираете MROS, далее следуете в IPS и в поле FUNCTION выбираете (помечаете галочкой) MROS-IN: Track.
Нажмите клавиши или запустите Cubase, и вы услышите то, что сыграли, при условии, что THRU включено, и нашу фразу с тональностью, определенной какой-либо из сыгранных нот.
Transpose Continue почти то же самое, что и Transpose Re-trig, с той лишь разницей, что немедленно останавливается при
отпускании клавиш и при нажатии новых начинает с того места, где остановился (с поправкой на новую тональность).
REPEAT. Просто, но мощно. Играет все нажимаемые вами клавиши, но в ритме фразы. Нажмите на вашей клавиатуре одну или несколько нот. Звучать будут именно они, но с ритмикой "Не слышны всаду..."
Sort Normal - как уже говорилось выше, мы имеем два списка номеров. Первый список - список номеров фразы "Не слышны в саду даже шорохи". В модуле Phrase Input можно увидеть, что этих номеров 5 (в других фразах будут другие числа). Нажатые вами ноты тоже пронумеруются (в зависимости от установок MIDI Input). В режиме Sort Normal два списка сравниваются, и ноты, приходящие с клавиатуры, подменяют собой ноты фразы. Первый номер первого списка подменяет первый номер второго списка, второй номер первого списка подменяет второй номер второго списка и т.д. Все будет нормально, если вы нажали на клавиатуре пять или больше нот. Вы получите новые, сыгранные вами ноты, в ритме старой фразы, но если нажатых нот меньше, чем пять, то при сравнении списков на номер 5 первого списка не найдется номера 5 из второго. Вместо этого IPS "сыграет" паузу. Пауза не обязательно будет в конце. Все зависит от того, как MIDI Input рассортировал и пронумеровал вводимые вами ноты. Здесь и в некоторых местах далее, мне не представляется разумным приводить примеры по причине того, что очень многое зависит от вводимых вами нот (другими словами, от стиля вашей игры) и, на мой взгляд, будет лучше, если вы сами поиграете и послушаете то, что у вас получается в тандеме с IPS. Приспосабливайте его под себя, поверьте, это очень гибкая система.
Sort Replace - работает почти так же, как Sort Normal, но любой несоответствующий номер во фразе Sort Replase подменяет первым номером из списка MIDI Input. В нашем случае, когда IPS столкнется с отсутствием пятого номера, он подменит его первым.
Sort Skip - при отсутствии соответствующего номера сразу переходит к следующему, т. е. когда IPS не увидит, к примеру, пятого номера, он сразу перейдет к шестому, если он есть, или далее по кругу к первому.
Mute Play - мы имеем фразу, сыгранную определенными нотами. В режиме Mute Play приходящие ноты и ноты фразы сравниваются не по номерам, а по соответствию, и только совпадающие играют. Если во фразе есть нота Е (ми) и в нажимаемом аккорде она тоже присутствует, тогда все в порядке. В противном случае вы не услышите ничего, причем отслеживается не только соответствие нот, но и соответствие октав.
Не надо точно и досконально запоминать, что звучит и когда звучит, когда не звучит, а когда через "палочку прыгает"...Информация дается вам, чтобы вы понимали суть работы. Больше играйте и пробуйте. На слух разные режимы сортировки запоминаются быстрее и легче.
Подведем краткое резюме: несмотря на всю эту навороченность. Interpreter и MIDI Input служат лишь для того, чтобы считать фразу и то, что вы играете, и, сообразуясь с выставленными (опять же вами) условиями, синтезировать новую.
Если вы приблизительно поняли то, о чем говорилось выше, все остальное поймете без труда. В противном случае я рекомендовал бы не идти дальше, а сначала разобраться с уже прочитанным.
DYNAMICS. PITCH И RHYTHM.
Следующее, что мы разберем, напрямую никак не завязано ни с интерпретатором, ни с MIDI входом. Это своеобразные "внешние эффекты", которые считывают уже "обработанную" фразу и, сообразуясь исключительно со своими, для каждого модуля независимыми, установками, вновь обрабатывают ее (куда уж больше). Теоретически, имея фразу типа нашей и хорошенько над ней поработав,
мы можем получить все, что угодно: от гимна Советского Союза до полонеза Огиньского. Вопрос в том, надо ли это. И все же.
Все три модуля - Dynamics, Pitch и Rhythm имеют идентичные, но независимые (у каждого свой собственный) LFO. Для тех, кто не знает, LFO - медленно изменяющийся генератор в синтезаторе, используемый для того, чтобы модулировать (изменять) параметры, типа высоты тона, громкости или тембра. Те, кто знал, могут не радоваться. IPS-овые LFO работают по-другому. Они не могут менять тембр или громкость, они меняют лишь порядок нот в модуле Pitch, ритмические расстояния в модуле Rhythm и динамику нот в модуле Dynamics.
Pitch. В руководстве по эксплуатации Cubase написано, что этот модуль работает с частотой (в плане высоты тона) с последующими всевозможными оговорками, что это не совсем так, не так и совсем не так. Последнее верно. Pitch может лишь изменять порядок нот во фразе, сообразуясь с установками в окошках LFO и Dens, корректировать (сдвигать) ноты к определенной гамме, указанной в поле То Scale и транспонировать все это, сообразуясь с установками в поле Transpose.
LFO. Поле одинаково у всех трех модулей и при нажатии в его границах выводит на экран ряд иконок, каждая из которых определяет свой порядок чтения нот фразы.
7. LFO выключено, ничего не происходит. 2. Ramp Up - просматривает список нот
от начала к концу, делая по правку на Freq (все дальнейшие иконки делают это тоже).
3. Triangle - читает список сначала до конца, потом с конца до начала.
4. Square - Обычно просто переключается между двумя нотами. Сначала сидит на одной, потом в зависимости от установок Freq переключается на другую и т. д. Больше подходит для ритмической модуляции (смотри ниже), чем для Pitch.
5. Ramp Down - считывает ноты от конца к началу.
6. Random - генератор случайных чисел. Делает произвольный выбор нот во фразе.
7. Minor - воспроизводит начало фразы, переходит к концу, затем к середине, затем к началу и т. д.
8. Ramp Up Continuous - Делает то же, что и номер Ramp Up, но со своей собственной скоростью, ни на кого более не ссылаясь.
9. Pendulum - похоже на маятник. Читает ноту в середине фразы, потом переходит на одну вперед, потом опять же от середины на одну назад, потом от середины на две вперед, потом на две назад и так до конца.
10. Note Ramp Up - то же самое, что номер Ramp Up, но работает на числе нот во фразе так, что бы достичь возможно точного порядка нот. (Хотелось бы узнать по какому принципу этот порядок достигается, а то похоже на тот случай, когда на вопрос почему, отвечают - потому что).
11. Note Ramp Down - то же самое, что и номер Ramp Down, но с поправкой на "более точный порядок нот".
12. Note Triangle - То же, что и номер Triangle, но все с той же поправкой.
Frequency - этот параметр определяет (в процентах), как быстро фраза читается LFO. Например, если значение Freq равно 100, это значит, что фраза обрабатывается полностью (каждая нота фразы считывается и корректируется в соответствии со значениями, установленными в поле LFO). Если значение Freq равно 50, ноты во фразе будут читаться через одну и соответственно лишь каждая вторая нота будет корректироваться. Значение может быть равным 200. Тогда каждая из нот будет обрабатываться дважды. Могут быть и более сложные условия, например, Freq равно 20. В этом случае обрабатываться будет каждая пятая нота.
В реальности, спасибо создателям IPS, цитирую: "Все формы
волны (любая из выбранных иконок в поле LFO - прим. авт.) зависят от ритма и не могут точно соответствовать номерам нот во фразе". В связи с этим хотелось бы, чтобы вы все прочитанное проверяли на практике и делали соответствующие поправки на загадочность и непредсказуемость IPS.
Density. Этот параметр работает только при включенном LFO (что-нибудь, кроме OFF) и служит для того, чтобы пропускать, а если точнее, то вырезать из фразы определенные ноты. Имеет шкалу от 1 до 1000, но по большому счету это те же 100 процентов, но с одной единичной дробью. Т.е. -100,0 (сто целых, ноль десятых). На практике чем ниже значение Density, тем реже играются какие-либо ноты.
Как мы можем видеть, поля Freq и Dens имеют справа от себя окошки, куда, щелкнув 2 раза мышью, можно вводить желаемые значения, и также горизонтальные полоски сверху, где мы можем не только визуально увидеть "количество" параметра, но и, подведя туда мышь, также изменить его.
Сверху над всем этим существует шкала с набором определенных гамм, и при желании подкорректировать фразу к определенной гамме надо просто нажать кнопку над словом Correct и выбрать в поле То Scale желаемое. К примеру, если вы выбрали Major, то все ноты фразы, которые не соответствуют этой гамме, примут новые значения в соответствии с ней. Рядом находится окошко, которое показывает текущую тональность. Его тоже можно менять (мышью или цифрами на компьютерной клавиатуре), в результате чего получаем мажор желаемой тональности.
Существует также возможность транспонировать результат на желаемое количество полутонов вверх или вниз. Эта функция осуществляется в поле над словом Transpose (также мышью или с клавиатуры).
Dynamics. В этом модуле поля LFO и FREQ полностью аналогичны полям LFO и FREQ модуля Pitch, естественно, с
оговоркой, что в Dynamics они работают со значениями динамики нот. Справа от них существует еще поле ADD\SUB, которое служит для фиксированного уменьшения или увеличения общей динамики фразы.
Rhythm - функции, объединенные в рамках этого модуля, работают не с нотами, а с расстояниями между ними, иначе говоря, могут менять фразировку и ритм фрагмента.
LFO и FREQ - здесь ничего нового. В зависимости от установленных параметров, фраза читается и обрабатывается.
Len - позволяет изменить длину нот фразы, но тут есть свой подводный камень. К примеру, имея фразу, состоящую из восьмых и четвертных нот, мы можем сделать их шестнадцатыми или целыми, но все сразу (и восьмые и четвертные).
Q - Вот уж функция так функция. При применении Q вся ритмическая фразировка фразы теряется и аккорды или ноты фразы звучат через ровные интервалы друг от друга, этим самым Q и определяемые (без комментариев).
Сотр. Подразумевается, да так оно и есть, что IPS воспроизводит в том же ритме, что и Cubase . Это правильно, так и должно быть. Если по каким-либо причинам вам не хочется этого, вы именно в том месте книги которое вам нужно. Когда Сотр установлен на 100 процентов - это родной ритм Cubase. Соответственно увеличен ие или уменьшение этого параметра приведет к тому, что фраза в IPS также будет воспроизводиться быстрее или медленнее, пропорционально вводимым установкам.
Мы разобрали с вами два блока модулей, первый из которых включает Phrase Input, Interpreter и MIDI Input и занимается тем, что решает какой именно будет фраза, и второй блок, так сказать, "эффекты Dynamics, Pitch и Rhythm, которые "обрабатывают" полученную фразу, хотя сразу оговорюсь, да и как вы сами заметите впоследствии, деление это носит чисто теоретический характер, и, на мой взгляд, лица, ясно понимающие работу второго блока, могут смело
пренебречь половиной функций из первого. А иной раз посмотришь свежим взглядом - да нет, все вроде нужно. На очереди у нас третий блок. Состоит он из двух совершенно одинаковых модулей и занимается тем, что модулирует (изменяет) параметры второго блока и модуля MIDI Input первого.
MODULATOR (1\2).
Окна LFO и Freq делают то же самое и точно так же, как и в других модулях и в пояснениях не нуждаются. Окно сверху позволяет с помощью мыши выбрать тот параметр, который вы хотите модулировать (обратите внимание, что сами модуляторы можно модулировать тоже), с полем Q тоже все понятно, а вот окошки MIN и AMPL нуждаются в более подробном пояснении. Функция MIN определяет тот минимальный диапазон, ниже которого значение модулируемого параметра не опустится. Единственное, на что надо обратить внимание, это что диапазон данной функции от 0 до 200, и, следовательно, если вы хотите, например, получить изменения MIDI канала не ниже второго, надо четко понимать, что каналов всего 16, и, следовательно дискретность шага в окне MIN будет равна примерно 13 (200 - диапазон окна MIN делить на 16 - количество MIDI каналов). То же самое и с функцией AMPL, только ее диапазон от 0 до 1000. Как вы уже поняли, AMPL определяет амплитуду изменений модуляции от минимума (определенного значением MIN) до значения, устанавливаемого вами. Зачем надо было путать народ, если при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что это не что иное, как возможность установить минимальный и максимальный диапазон обработки, что сокращенно и по установленному стандарту- MINVMAX (в нашем случае MIN\AMPL). И я был бы согласен с тем, что это ерунда и придирки, но почему MIN от 0 до 200, а AMPL (МАХ) от 0 до 1 ООО? Да и потом, в отступлении от темы, не побоюсь еще раз сравнить [PS с Cubase в целом. Создается впечатление о некоторой "сыроватости"
продукта. Эта непродуманность в расположении компонентов модулей, в какой-то мере дублируемость функций, иногда в невозможности даже приблизительно предсказать, причем изучив (и не просто прочитав, а именно "въехав" и проверив на практике) документацию, что же мы получим в результате после применения той или иной опыерации. Ну а в остальном, положа руку на сердце, IPS штука нужная и хорошая.
GLOBAL.
Главное поле в этом модуле - Combi. Принцип действия здесь точно такой же, как и в окне Phrase модуля Phrase Input. Combi тоже запоминает 32 combi-программы (по 16 в банках А и В), только если в модуле Phrase Input мы запоминаем набор фраз, то в Combi хранятся настройки IPS (в одном combi по одному варианту настроек IPS А и IPS В). Изменить название combi можно, щелкнув на старом названии 2 раза мышью и введя новое с клавиатуры. Когда вы работаете с каким-либо combi, сделали в нем какие-либо изменения и хотите сохранить их, следует нажать на кнопку STORE. Изменения будут храниться в этом combi вплоть до выхода из Cubase . Если вы хотите сохранить установки на более долгий срок, это делается в окне Functions, командой Save All Combis.
Thru Program. Что здесь делает эта кнопка, вообще непонятно. Ее предназначение заключается в том, чтобы менять номер программы патча, которым звучит ваш Thru (логичнее, на мой взгляд, было бы поместить эту кнопку в модуль MIDI Input).
FUNCTIONS.
Это окно не вносит каких либо изменений ни во фразы, ни в их настройки и имеет ряд команд, описанных ниже.
Load \ Save All Combis. Позволяют сохранить и считать с винчестера или с дискеты набор из 32 combi (файл имеет расширение cmb)
Load \ Save Phrases. Позволяют сохранить и считать с винчестера или с дискеты набор из 16 фраз, без настроек combi (файл имеет расширение ips). При сохранении, IPS запросит вас, какой банк (А или В) вы хотите сохранить, другими словами - фразы с 1 по 16 или с 17 по 32. При загрузке (в себя) IPS запросит, в какой банк (А или В) загрузить имеющийся файл.
Scale Info. Диалоговое окно, которое показывает, какие ноты соответствуют выбранной вами гамме в модуле Pitch.
Send Prg. Change. При смене разных combi, при включенном Send Prg. Change, IPS отслеживает и помнит изменения программ модуля Output. И в который раз в руководстве по эксплуатации есть сноска, которая сообщает нам, что: "Функция не сохраняется (читай:
не работает, - прим. авт.) с файлом combi (cmb), она сохраняется с установкой Setup (set)". Ну что тут можно сказать? Читайте про Setup в следующих главах книги.
Ext. Prg. Change. Позволяет выбирать combi по MIDI (при поступлении с какого-либо MIDI канала контроллера смены программы IPS переключается на другой combi (Без Setup не работает).
Copy Combi to. Предположим, что мы имеем combi А, В, С и т. д. Данная функция позволяет скопировать combi А в combi В (или в любой другой) и в combi В (который теперь является копией А) сделать желаемые изменения.
Delete Combi. Просто удаляет выбранный combi.
Copy Phrase to. Идентично Copy Combi to, но это копирует фразы.
Delete Phrase. Удаляет выбранные фразы.
Sync A\B. Эта функция позволяет «программно синхронизировать» IPS (IPS А и IPS В) друг с другом, причем не обязательно синхронизировать их с первой же ноты. Можно сделать между ними ритмическое смещение, запуская их в разное время (используя два различных диапазона клавиш). Например, IPS А будет реагировать
только на ноты в пределах с С 1 до С 2 (устанавливается в поле модуля MIDI Input), a IPS В на какой-либо другой диапазон. Сначала вы запускаете первый IPS, нажимая клавиши "его" диапазона, а через нужный вам отрезок времени запускаете второй IPS. Правильней будет сказать, что первый и второй IPS синхронизируются между собой с первой ноты второго IPS.
Loop: LFO Reset. При активизировании данной функции все LFO запускаются снова при прохождении IPS'ом начала петли, или, другими словами, стыка начала\конца фразы.
Wait for Play. Очень полезная функция. Когда она включена, IPS не запустится, пока вы не запустите Cubase. Это позволяет вам синхронизировать IPS к предварительно записанной музыке, причем ноты, с которых вы хотите начать в IPS, можно нажать заранее.
Erase All. Если вы устали от IPS, нажмите это. Не будет ни фраз, ни combi.
Мы разобрали все модули и функции IPS A. IPS В работает аналогично. Очень надеюсь, что вы не спешили и не нажимали лишних клавиш, ибо если вы не гений, то из ваших колонок должна сейчас лезть такая каша....
Напоследок поговорим о записи IPS в Cubase. Очень многие начинают плавать в этом вопросе, тогда как ничего сложного в этом нет. Единственное, что надо сразу уяснить, так это то, что все, происходящее внутри Cubase (между отдельными его компонентами, такими как- IPS, MIDI Processor), происходит через MROS, и не надо забывать, что нужные входы/выходы выбираются отдельно для IPS A, IPS Вив окне аранжировки Cubase. Правильно манипулируя этим, вы можете записать выход всех IPS на одну дорожку (Output части в окне аранжировки Cubase установить на MROS), используя мульти рекорд, выход каждого IPS на отдельную дорожку, плюс к ним записать то, что вы играете THRU (используя функцию MULTIRECORD, в частности Channel Split, в меню OPTIONS главного меню Cubase).
Можно не играть с клавиатуры, а использовать предварительно записанную дорожку для управления IPS (как это делается, объясняется чуть ниже слов "Можно нажимать на клавиши"). Дерзайте и не забудьте, что все, что происходит в Cubase (и в этом одна из главных его прелестей), происходит в реальном времени. Это в полной мере относится и к IPS.
И уж совсем напоследок. Если вы хотите иметь что-нибудь для начала, не самая плохая мысль посоветовать вам загрузить EXAMLE.CMB. Имеется в наличии в стандартной поставке Cubase и содержит в себе набор из нескольких примеров. Было замечено, что "стандартные поставки" иногда включают в себя и другие файлы с расширением СМВ. В любом случае при желании можно переименовать какой-либо из них в DEF.CMB., и тогда он будет загружаться в IPS автоматически, каждый раз при загрузке Cubase.