MIDI MANAGER

Что есть MIDI MANAGER? Это есть (читайте внимательней) устройство, которое открывается в Cubase в MIXTRACK и которое позволяет управлять всем, что только имеет отношение к MIDI, правда, с поправкой на то, что у этого MIDI должен быть MIDI вход. Внутри самого Cubase это управление в реальном времени (как и все в Cubase) всевозможными контроллерами типа VOLUME, PAN, PINCH BAND, S1SEX и даже нотами. Причем, что немаловажно, вы, как пользователь, сами определяете наиболее подходящий вам интерфейс общения. Иначе говоря, с помощью чего (ручек, фейдеров, кнопок или цифровьк табло) вы будете осуществлять контроль или управление той или иной функцией. Но основная прелесть MIDI MANAGER в другом. Если вы имеете какое-либо или несколько устройств, способных реагировать на MIDI сообщения, вы можете управлять ими дистанционно в Cubase в окне MIDI MANAGER. Но и это еще не все. Все выполняемые вами изменения чего либо, (громкости, модуляция, другие сообщения контроллеров, команды, позволяющие изменять параметры настроек внешних модулей (ревербератора например), можно записать отдельным треком да еще впоследствии и редактировать. Можно также создавать и запоминать разные "карты" для конкретных устройств (Roland D-10, Ensoniq TS-12 и т.п.), которые могут, как уже говорилось выше, выполнять не только все функции, представленные на их панелях управления, но во многих случаях и то, что с панелей управления сделать невозможно. Если ваше устройство имеет какое-либо приспособление для управления контроллерами типа колеса модуляции, вы можете переназначить его на выполнение другой работы, например, для управления временем задержки вашего ревербератора или для включения DRAM машины. Я, опять же, при синхронизации Cubase с


другими источниками воспроизведения включаю их из окна MIX трека, не выходя из Cubase и не протягивая к ним руки. В общем там, где присутствует MIDI, там никогда не помешает и MIDI MANAGER.

FO,40,00,BOOO,XX,F7. Если эти цифры для вас не явились загадкой, вы счастливый. В противном случае вы, скорее всего, тот человек, который знает, что такое MIDI, вовсю им пользуется, но как там что внутри происходит, имеет очень и очень смутное представление. Если вы предполагаете использовать MIDI MANAGER для управления стандартными контроллерами (почти всех, кроме SYSEX), это проще простого, но если вы планируете использование SYSEX, а для управления некоторыми параметрами внешних модулей, особенно тех, которые не относятся непосредственно к нотным сообщениям без SYSEX никак, мои соболезнования. Но в любом случае изучать MIDI MANAGER мы будем от более простого к более сложному.

31.jpg

Чтобы войти в Mix Track, необходимо в окне аранжировки Cubase в окошке под буквой «С», того трека,, где вы желаете работать, нажать правую или левую кнопку мыши и выбрать Mix Track, как это показано на Рис 28.

Далее необходимо создать часть. Делается это так же, как и при создании нормальных частей в Cubase, но следует учесть, что все, что вы будете делать в Mix Track, распространяется только в пределах созданной вами части. Например, вы создали mix часть на четыре такта. Вы

проигрываете ваш Song и по ходу действия управляете фейдерами громкости и модуляции записывая это. Все будет нормально, громкость и модуляция, будут меняться в течение всего сонга, но запишутся изменения лишь первых четырех тактов. После того, как запись была


совершена и вы выполнили процедуру KEEP (подробней об этом ниже), вы можете работать с mix частью, как с обычной, т.е. резать, копировать, клеить и т.п.

Итак, у вас есть Mix Track, у вас есть mix часть. Щелкните в поле части два раза мышью или выберите сверху в меню Edit строку Mixer, и вы внутри Mix Track (не путать с GS\GM Editor). Перед вами или белое поле диалогового окна, или оно же, но с набором разнообразных ручек и кнопочек. В последнем случае вы в более привилегированном положении, чем некоторые другие пользователи Cubase. По всей видимости, да так оно и есть, в вашем Cubase присутствует файл DEF.MIX. Другой вопрос в том, что в том виде, в каком этот DEF.MIX. представлен, он нам совершенно не нужен, поэтому все эти ручечки и переключатели лучше удалить, как вносящие путаницу и мешающие познаванию MIDI MANAGER. Делается это так же как и во всех других случаях в Cubase. Выберите (отселектируйте) интересующие вас ручки и кнопочки (далее Объекты) и нажмите на клавиатуре Del или нажмите левой кнопкой мыши в меню Edit, белой полосы вверху и перейдите вниз на строку Delete objecte (при открытом окне mix трека). В нашем случае надо, конечно, удалить все, поэтому мы (и запомните это на будущее) нажимаем SHIFT и выбираем интересующие нас объекты, подводя стрелку мыши и щелкая левой кнопкой в поле каждого из них или заключая сразу несколько в контурный прямоугольник (при нажатой левой кнопке ведем мышку от левого края вниз и вправо или от правого края вверх и влево, да как угодно) так, как это делается во всем остальном Cuhusv при селектировании частей в окне аранжировки или при работе с нотами в каком-либо из редакторов.

После всех выше описанных процедур мы имеем чистое белое поле с полосой наверху, где написано что-то вроде Mixer Track 1 и указана длина mix части в тактах (в моем случае- 0001,01,000-0005,01,000).


32.jpg

У вас может быть длиннее или короче, смотря какой длины вы создали свою часть. Нажмите левую кнопку мыши и перед вами появится окошко с набором инструментов редактирования Рис 30.

33.jpg

Для начала кратко опишем, для чего нужен каждый из них.

1- Прямоугольник с надписью NEW служит для создания новых объектов (ручек, кнопочек, фейдеров...)

2- Диагональная стрелка предназначена для редактирования (изменения) внешнего вида объекта и его установок, т.е. с какими контроллерами и как он будет работать. (Это самый главный инструмент).

.?- Рука с указующим перстом предназначена непосредственно для управления уже созданных объектов (перемещения ползунков фейдеров, включения выключения кнопок).

4- Ластик со стрелкой, указывающей вправо, удалит все события выбранного объекта MIDI MANAGER (изменения каких-ли*"^


параметров этого объекта, записанных в mix треке) от правого локатора окна аранжировки Cubase и до конца сонга. Например, вы записали изменения громкости и панорамы, и изменения панорамы вас не устраивают. Нажимаете правую кнопку мыши, выбираете ластик, отпускаете левую кнопку мыши, подводите стрелку в поле фейдера, который осуществляет панорамирование, и нажимаете левую кнопку мыши.

5- Ластик со стрелкой, указывающей влево, делает то же самое, что и "предыдущий ластик", но удаляет события одного из объектов MIDI MANAGER от левого локатора к началу сонга.

6- И, наконец, ластик с двумя стрелками, упертыми друг в друга и в черную палочку, удаляет события объекта между левым и правым локаторами.

Чтобы далее не возникало недоразумений, в отступление от темы позволю себе пояснить некоторые нюансы. Когда мы входим внутрь mix части, мы видим не часть (Steinberg, он такой...), а как бы станину (основу), на которой мы можем расположить элементы управления. Саму же часть можно увидеть и отредактировать после того, как мы что-либо записали в нее, пользуясь нами же созданным инструментом (расположив на станине интересующие нас элементы управления) и войдя в какой либо из редакторов. List - Наиболее, на мой взгляд, подходящий. И еще MIX трек не имеет номера MIDI канала ибо это совершенно самостоятельная субстанция. (Еще раз оговорюсь, не надо путать MIX трек с MIX частью).

На самом деле все функции окна набора инструментов (Рис 30.) достаточно просты и в дальнейших пояснениях не нуждаются, кроме одной- диагональной стрелки или "инструмента создания и редактирования", как написано в руководстве по эксплуатации. Мне нравится эта пафосность буржуев. "Инструмент создания, Визуальное чудо редактирования. Вам посчастливилось приобрести"... Наверное, ластик у них - это "инструмент глобального разрушения".


Давайте "инструмент создания и редактирования" изучать на конкретных примерах. Нажмите правую кнопку мыши и выберите N EW в панели набора инструментов, поместив стрелку мышки в соответствующее поле и отпустив кнопку мыши. Вы увидите черный крестик. Переместите его в то место станины (белого поля), где вы желаете создать объект, и нажмите левую кнопку мыши (функция NEW служит только для этого и по сути своей является подфункцией "инструмента создания"). Перед вами основа и суть MIDI MANAGER (Рис.31).

34.jpg


OBJECT APPEARANCE.

Выберите (нажмите в его поле кнопкой) в модуле. Object Appearance первую из ряда иконочек с изображением вертикального фейдера (ползунка). При выборе иконки, желаемая должна менять свой цвет с серого на черный. Пометьте галочками- Name (не путать с окном Name) и Instrument, щелкая в соответствующие поля мышью. Установите в поле Minimum Value- 0, в поле Maximum-127. Если вы нажмете правую кнопку мыши (указав стрелкой в соответствующее поле), значение будет меняться от 0 к 127, если нажмете левую-от 127 к 0. Если щелкнуть два раза в площади поля левой кнопкой мыши, то значение можно ввести непосредственно с клавиатуры. Далее следуете к модулю MIDI Message и выбираете в окошке Status - Pitch Band. В модуле MIDI Output указываете MIDI канал, на котором вы хотите поэкспериментировать (там должны быть уже записаны какие-нибудь ноты), и то, куда будет направлен выход MIDI. Это может быть один из ваших синтезаторов или MROS (сейчас MROS выбирать не надо).Удостоверьтесь, что в левом верхнем углу диалогового окна MIX Track в продолговатом окошке установлен режим Local. Если там установлен не он, левой кнопкой мыши выберите нужный. Нажмите внизу главного окна кнопку ОК или ENTER на вашей клавиатуре. Вы наблюдаете на "станине" маленький прямоугольник. Выбрав правой кнопкой мыши стрелку, нажмите ей в поле прямоугольника. В его правой нижней части появится черный квадратик. Не стесняйтесь, введите в поле квадратика стрелку и ведите мышь вправо и вниз. Когда контурный прямоугольник растянется до желаемых размеров, отпустите кнопку мышки. Вы видите созданный вами ползунок. Нажав в поле ползунка (но не в поле черного квадратика) левой кнопкой мыши, вы можете перемещать его по вашей "станине", куда пожелаете. Нажмите правую кнопку мышки и выберите иконку с нарисованной в ней рукой. Теперь, взявшись ею за ручку фейдера, вы можете перемещать ползунок вверх и вниз. Запустите Cubase и во время


проигрывания им нот, записанных в треке, который вы указали в MIDI Output, попробуйте двигать созданный вами ползунок. Если все действия были выполнены вами правильно, вы услышите, как будет меняться высота тона ваших нот. Теперь установите, выбрав "инструмент создания" и щелкнув пару раз в поле вашего фейдера, в модуле MIDI Output, MIDI канал 1, нажмите OK и поиграйте что-нибудь на вашей клавиатуре, одновременно двигая ползунок. Частота извлекаемых нот, так же, как и в первом случае, должна меняться. Если вы установили не 1 MIDI канал, то ваша клавиатура скорее всего молчит. Почему, спросите вы. Все просто. Работа в MIX треке - есть вид редактирования, следовательно, вы должны сначала записать какую-нибудь часть и уж потом с этой частью работать. Считайте, что возможность поиграть на клавиатуре и послушать в реальном времени, как воздействует на звук тот или иной контроллер, это недокументированная возможность Cubase. Во всяком случае в руководстве по эксплуатации об этом ни слова. И еще запомните на будущее, что при открытом окне MIDI MANAGER запись в Cubase невозможна.

По умолчанию, и в том случае, когда Cubase ничего не проигрывает, ваш ползунок настроен на 1 MIDI канал. На практике это выглядит так - если вы хотите поиграть на клавиатуре и попробовать ваш фейдер непосредственно в деле, это надо делать на 1 MIDI канале, установив в нем тот инструмент, который желаете слышать, причем выбрать инструмент можно или непосредственно в окне Cubase, в настройках части, или создав в окне MIDI MANAGER ползунок смены программ. Если у вас уже создан какой-нибудь фейдер, а у вас уже должен быть Pitch Band, можно продублировать его и потом изменить настройки. Делается это так: при нажатой кнопке ALT (данная функция используется специально для копирования объектов) нажмите в поле объекта левой кнопкой мыши и переместите его на то место, где вы желаете видеть новый объект. Когда вы отпустите кнопку мыши, перед


вами появится уже знакомое вам окно Object Definition. В окошке Status модуля MIDI Mesage выберите Program Change и для нашего примера в поле MIDI Output установите первый MIDI канал. Нажмите ОК или Enter на клавиатуре, и вы имеете новый ползунок, который предназначен для смены программ (пресетов).

Если выбран не 1 MIDI канал, а какой либо другой, то клавиатура будет молчать, но при проигрывании сонга будут обрабатываться ноты того канала, на который установлен MIDI Output соответствующего объекта.

Итак, основа и суть MIDI Manager - это диалоговое окно Object Appearance. Состоит оно из трех модулей - Object Appearance, MIDI Message, MIDI Output.

Object Appearance.

Object Appearance: Все, что находится в этом модуле, отвечает исключительно за расположение нашего объекта на "станине", его размеры, положение, надписи и режим работы. Поле Name позволяет вводить вам название, которое будет располагаться внизу под объектом который вы создадите. Щелкните два раза левой кнопкой мыши и введите какие нибудь буквы, например, Prog Change. Шесть иконок справа от этого окна позволяют вам выбрать тот тип объекта, который на данный момент необходим. Это может быть ползунок (вертикальный или горизонтальный) или круглый потенциометр. Можно выбрать кнопку, если требуется одномоментное действие, такое, как включение или выключение чего-либо. Можно выбрать иконку, которая при изменении в ней числа будет менять значение контроллера (на мой взгляд, неудачная иконка, потому что значения в ней можно изменять только последовательно в большую или меньшую сторону, нажимая в поле созданного объекта правую или левую кнопку мышки соответственно. Непосредственно же изменить или ввести число


нельзя). И, наконец, последняя иконка - Text Box. Позволяет вывести в нужном вам месте станины какой либо текст. При ее нажатии, вы заметите что большинство окошек модуля пропало и появилось два других, с помощью которых вы можете определить, как именно вы организуете свои надписи.

Внизу под полем Name можно активизировать, поставив, в соответствующие окошки, левой кнопкой мыши галочку - четыре параметра, которые относятся непосредственно к шести иконкам справа.

Name - если этот параметр отмечен галочкой, то под вашим объектом будет надпись, которую вы ввели в поле Name.

Instrument - если этот параметр активизирован, то внизу под ползунком будет показываться название инструмента, при условии что он имеет место быть в окне аранжировки Cubase справа в поле Track Info. Замечу, что Instrument здесь - есть совокупность патча и MIDI канала (подробней об этом ниже). Например - Рояль на 3 MIDI канале (далее это будет применяться в модуле MIDI Output).

Reverse - при активизации этого параметра ползунок будет менять значения от меньшего к большему не снизу вверх, как обычно, а, наоборот, круглый потенциометр справа налево соответственно.

Centered- этот параметр относится лишь к потенциометру и показывает середину рабочего диапазона изменения контроллера.

Minimum и Maximum Value позволяют установить число шагов изменений контроллера. Так, в Cubase это от 0 до 127, в некоторых синтезаторах от 0 до 99. Есть даже от 0 до 15 и от 0 до 5. Применяется непосредственно при работе с конкретным модулем.

Label at Minimum и Label at maximum будут показывать, справа от фейдера, те числа, которые вы введете в соответствующие поля двойным нажатием левой кнопки мыши. Служит лишь для придания красоты момента.


MIDI Message.

MIDI Message - этот модуль решает, с вашей помощью, разумеется, какой контроллер будет назначен на тот фейдер или кнопку, которые вы создали в Object Appearance.

STA TVS - нажав мышкой в поле этого окна, вы можете увидеть ниспадающий список контроллеров. Все, что нужно сделать, это выбрать желаемый (кроме SYSEX и Control Change) и указать в модуле MIDI Output (о чем подробнее ниже), на какой из MIDI каналов выбранный контроллер будет воздействовать. Если вы указали в списке на Control Change, то справа от поля STATUS активизируется (надписи в окошке станут темными) поле, в котором вы можете выбрать из дополнительного, довольно обширного, списка тот контроллер, который вас интересует.

SYSEX - (исключительные сообщения системы). Если вы успели заметить, то при выборе чего-либо в окошке STATUS, в двух строчках ниже этого окна появляются загадочные цифры и слова. Если вы еще не знали, то сообщаю, что цифры тут - это не просто числа, а байты и биты (святая святых MIDI), а слова - это по возможности расшифровка этих цифр. Если вы пользуетесь стандартными контроллерами, т.е. теми, которые определены в полях STATUS и CONTROLLER, то больше в MIDI Message вам и не нужно. Но если вы выбрали SYSEX... Дело в том, что у каждого изготовителя устройства свой стандарт SYSEX, и обычно в конце руководства по эксплуатации модуля содержится информация относительно того, как эти самые "исключительные сообщения" создавать, но, как говорят сами мэтры MIDI, «это никак не легкое чтение". Сводится все это к тому, что в принципе вы, прочитав определенные страницы документации, нажимаете левой кнопкой мыши два раза в верхнюю из полос ввода информации (нижняя служит лишь для комментариев) и набираете заветный набор цифр. На практике все выглядит немного иначе, и бьюсь об заклад, что в 99 случаях из ста у вас ничего не


получится. Что тут можно посоветовать? Читайте следующую главу "Программирование MIDI сообщении".

LEARN - функция самообучения. Работает с нотами, контроллерами и исключительными сообщениями системы. Довольно сносно работает с нотами и стандартными контроллерами, но с SYSEX, как признают сами изготовители, метод не ошибкоустойчив. И все же... Попытайтесь, вдруг получится. Метод действует так: При открытом диалоговом окне объекта, переместите фейдер, нажмите кнопку, поверните ручку вашего устройства, другими словами, сделайте что-нибудь, чтобы ввести пару примеров MIDI сообщения, которое создаваемый вами объект должен впоследствии передавать. После этого щелкните на LEARN. На линии ввода вы должны в идеале иметь полное сообщение с правильным номером ноты, номером контроллера или исключительного сообщения системы.

MIDI Output.

MIDI Output - этот модуль решает, на какое устройство и какой MIDI канал будет воздействовать тот или иной фейдер. Поле Channel определяет, на какой канал будут воздействовать изменения выбранного контроллера.

Instrument - например, мы имеем на 2 MIDI канале звук скрипки и в окне аранжировки Cubase в поле Track Info в окошке Instrument мы написали "А". На 3 MIDI канале мы имеем звук трубы и записали его в окошке Instrument как "В". Когда в нашем модуле MIDI Output мы нажмем левой кнопкой мыши в поле Instrument, то увидим в нем список из составленных нами инструментов. Это будут "А" и "В". При выборе какого-либо инструмента MIDI канал и номер пресета устанавливается автоматически. В нашем случае, если мы выберем "А", то MIDI канал будет вторым, если "В", то третьим.

Output - Эта опция, определяет на какое устройство будут посылаться изменения контроллеров.


Master - Предположим, что вы имеете три ползунка. Попробуйте организовать из них подгруппу. В поле Group каждого из них поставьте какое-нибудь число, но с тем условием, чтобы оно было у всех одинаковым, например, 1. В поле Mode тех ползунков, которые будут зависимыми, установите параметр NO, а у ползунка, который будет главным (master), на Prop или Link. Теперь, когда вы будете двигать мастер-ползунок, также будут двигаться и ползунки всей группы, причем если вы установили мастер-ползунок на Prop, то слейв-ползунки (зависимые от главного) будут двигаться пропорционально главному, сообразуясь со своими значениями. При установке Group, слейв-ползунки при изменении значения мастер ползунка примут значения последнего. К примеру, мы имеем слейв-ползунок продвинутым на 16 единиц, а мастер-ползунок на нуле. При значении Prop, когда мы сдвинем мастер-ползунок на 5 единиц, то слейв-ползунок сдвинется тоже на 5 единиц, и его новое значение составит 21. В режиме Group, при сдвиге мастер-ползунка на 5 единиц значение слейв-ползунка также станет равным пяти. Если вы жмете ALT на клавиатуре, вы можете воспроизводить master объект, не воздействуя на подчиненные.

Reverse - этот параметр имеет отношение только к слейв-ползункам, и при его активизации (поставить мышью галочку) слейв-ползунок с пометкой reverse будет выполнять действия обратные мастер-ползунку. Так, при увеличении значения мастер-ползунка этот слейв-ползунок будет уменьшать свои значения, и наоборот.

Remote Controller - очень полезная функция. Позволяет назначать ваши внешние устройства управления контроллерами, такие, как колесо модуляции или педаль сустейна, на все, что пожелаете. Например, вы создали ползунок, который управляет громкостью (Volume), и на вашем синтезаторе вы имеете колесо модуляции. Если в поле REMOTE CONTROLLER вы выберите Modulation, то вы сможете управлять громкостью как с созданного вами ползунка, так и с колеса модуляции вашего синтезатора. Можно назначить педаль сустейна на


передачу определенной ноты и играть ею как хэтом или бочкой. Я, опять же, при синхронизации Cubase с другими источниками воспроизведения включаю их из окна MIX трека, не выходя из Cubase и не протягивая к ним руки. Внешнее управление, как написано в руководстве по эксплуатации, работает только с выбранными объектами. Чтобы сделать объект выбранным, достаточно при нажатой кнопке SHIFT щелкнуть в поле объекта, который вы хотите сделать выбранным инструментом создания или указующим перстом. Ползунок данного объекта должен поменять свой цвет с серого на черный. Выбранным объектом можно также управлять с клавиатуры клавишами вправо, влево, вверх, вниз. Замечу, что в более поздних версиях Cubase правило выбранного объекта распространяется только на случай с компьютерной клавиатурой.

Итак, нажимая правую кнопку мыши, мы выбираем один из инструментов редактирования, а левой кнопкой мыши воздействуем на них. В дополнение к сказанному отмечу, что если вы хотите изменить настройки определенного, уже созданного, объекта, достаточно выбрать диагональную стрелку и щелкнуть два раза мышью в поле того объекта, параметры которого вы желаете редактировать.

ЗАПИСЬ В MIX TRACK.

Запись, а точнее, запоминание событий в MIX треке бывает двух видов. Запоминание, потому что на мой взгляд, точнее отражает суть процесса, но это сугубо мое личное мнение, и вы вправе с ним не согласиться. Предположим, что вы проигрываете сонг и в процессе меняете громкость части, потом панораму или что-нибудь еще. После того, как вы сохранились (как это делается вы прочтете ниже), вы вновь проигрываете сонг, и все действия выполненные в MIX треке отслеживаются и воспроизводятся автоматически. Это динамическое микширование. В этом режиме, когда вы имеете много фейдеров и активно их используете, иногда создается много MIDI событии. Ciibasc


отслеживает их без проблем, но некоторые MIDI устройства перегружаются. Другими словами, за определенный отрезок времени к ним поступает MIDI событий больше, чем они в состоянии обработать. В этих случаях и в случаях, когда не требуются плавные изменения контроллеров (например, надо что-нибудь включить), применяется статичное микширование.

Динамическое микширование.

Динамическое микширование. В левом верхнем углу диалогового окна MIX Track есть маленькое узенькое беленькое окошко с маленькой серой кнопочкой, на которой нарисована черная стрелка. Нигде кроме как в руководстве по эксплуатации Cubase вы этого не найдете, но называется оно Mode. Щелкните мышью в его поле, и вы увидите, что оно позволяет выбрать вам три различных режима.

Local - если вы выбрали этот режим, то ничего запоминаться не будет. Вы проигрываете сонг, двигаете ручки, но при последующем воспроизведении сонга ничего не происходит. Данный режим служит для того, чтобы можно было попробовать, и посмотреть как тот или иной контроллер воздействует на вашу музыку. После того, как вы всласть напробовались, можно испытать два других режима. Это Write и Replase. Если выбран режим Write, то после того, как вы подвигали все ваши ручечки, разумеется, в процессе воспроизведения сонга, и после вновь воспроизводите его, то все действия, выполненные вами в MIX треке, тоже воспроизводятся. Надо учесть, что в режиме последующего воспроизведения, т.е. когда вы прослушиваете то, что у вас получилось, в окошке Mode должно стоять Write или Replase. В режиме Local события MIX трека не отслеживаются. Если при записиУзапоминании был выбран режим Replase. то отслеживается только последняя позиция контроллера. Например, вы проигрывали сонг и меняли тембр. Труба, скрипка, гитара... Если вы делали это в режиме Write, то при последующем воспроизведении у вас повторятся


эти же действия: труба, скрипка, гитара. Но если вы использовали режим Replase. то запомнится лишь последнее изменение, и у вас все время будет звучать гитара. Режим Replase применяется при статичном микшировании, но, как видно, он неплохо уживается и в динамичном, хотя о возможности его применения в последнем в руководстве по эксплуатации ни слова. Если по каким либо причинам вас не устраивает что то в том, что вы сделали, не беда, исправляется это не просто, а очень просто. Пока вы держите левую кнопку мыши нажатой над каким либо объектом, старые события, сделанные для этого объекта, уничтожаются, а новые помещаются. Это означает, что вы можете легко заменять, например, одно движение фейдера среди многих, просто делая его заново. Как только вы отпустите мышь, вставка завершится.

Статичное микширование.

Статичное микширование. Статичное микширование отличается от динамического тем, что осуществляется при остановленном Cubase и запоминает не перемещение фейдера (плавное изменение значении контроллера), а лишь определенную его позицию (дискретное изменение значения контроллера). При статичном микшировании вы сколько угодно можете двигать ползунок, но лишь последняя его позиция запомнится. Выглядит это так. В поле MODE установите WRITE. Перейдите в ту позицию сонга, где хотите воздействовать на часть. Установите значения контроллера на желаемое значение. Фейдером, кнопкой, короче, тем, что создали. Вот, собственно, и все. Можете перейти в другую позицию сонга и там проделать какие-нибудь операции. Это тоже запомнится, При последующем воспроизведении (не забудьте, что в поле MODE должно стоять что-нибудь кроме LOCAL) при прохождении Cubase соответствующих позиций сонга все ваши ползунки и кнопочки будут устанавливаться на вами определенные позиции. В режиме Replase Cubase не записывает новых данных, а лишь заменяет их на новые.


Установите какие-либо ползунки на желаемые значения. Теперь первое событие MIDI администратора, найденное для каждого объекта, заменяется на новое. Если никакого события не найдено (не забудьте, что все действия происходят лишь внутри выбранной части), новое событие вставляется в начало части.

Предположим вы имеете некую статичную картину мик-ширования, ползунки, стоящие в определенных позиция, включенные или выключенные кнопочки. Вы имеете возможность сохранить это как снимок - Snapshot. Нажмите на кнопку с соответствующим названием, которая находится правее кнопки Mode (левый верхний угол диалогового окна MIX Track). Справа от кнопки Snapshot появится прямоугольник с номером снимка. Если щелкнуть в его периметре два раза левой кнопкой мыши, то в появившееся поле можно вписать желаемое название. Если вы хотите перепрограммировать уже сделанный снимок, установите объекты на желаемые значения и, держа нажатым SHIFT, щелкните левой кнопкой мыши на том из снимков, который желаете заменить. Новые значения теперь сохраняться именно в этом снимке. Чтобы удалить какой нибудь снимок, достаточно щелкнуть в его поле правой кнопкой мыши. В некоторых версиях Cubase после нажатия мышью необходимо подтвердить процедуру еще и клавишей DELETE. He лишним будет знать, что снимок является лишь определенной картиной позиций ваших объектов, которую вы можете вставить в любую позицию сонга. Это можно делать как в статичном, так и в динамическом режимах. Просто в нужный момент (или при прохождении Cubase определенной позиции в динамическом режиме или в заранее выбранной позиции в статическом) нажмите на соответствующий снимок левой кнопкой мыши. Если вы перепрограммировали снимок, то это никак не скажется на уже обработанных частях, но когда вы в следующий раз вызовите снимок, он создаст ту картину статичного микширования, которая была запрограммирована в него последней. Вы можете также перенести в


снимок значения не всех, а только определенных фендеров. Держа SHIFT нажатым, отметьте те объекты, значение которых вы хотите запомнить в снимок, и нажмите Snapshot. Будьте внимательны при создании снимков. Если вы имеете среди массы ползунков хоть один отмеченный, в сделанном снимке будут представлены только его значения.

Слева от меню MODE есть кнопка. Если вы щелкните на ней мышкой, то увидите список функций, представляющий вам некоторые дополнительные возможности по организации работы в MIX треке.

Delete Range - удаляет все события контроллеров для всех объектов между левым и правым локаторами обрабатываемой части.

Options - при нажатии кнопкой мыши в поле этой опции появится диалоговое окно со списком из двух функций - Quantize и Continuous Redraw.

Quantize - чем больше число в окошке справа от Quantize, тем чаще Cubase запрашивает о состоянии ползунка за условную единицу времени. К примеру (чисто гипотетически), число 12 приведет к тому, что Cubase за одну секунду проверит состояние ползунка 12 раз, а число 28, соответственно, к тому, что состояние ползунка проверится 28 раз за ту же единицу времени. Нетрудно догадаться, что чем выше число, тем чаще опрашивается ползунок и тем плавнее изменение состояния контроллера. Обратная сторона медали такова, что большое значение квантайза приводит к более объемному массиву MIDI данных.

Continuous Redraw - когда вы имеете достаточное количество ползунков и работаете еще с одним, движение остальных может вас отвлекать. Если отключить опцию Continuous Redraw (левой кнопкой мыши выключить галочку), то изменения каких-либо контроллеров отслеживаться будут, но ползунки перерисовываться перестанут.

MIDI ALL - при активизации (галочкой) этой функции внешнее управление начинает реагировать не только на выбранные (смотри выше), но и на невыбранные объекты.


Bring To Front и Send Behind - эти две функции активны только когда из набора инструментов (Рис. 2) выбрана диагональная стрелка (инструмент создания и редактирования). Предположим, вы имеете некий текст, который накладывается на один или несколько ползунков. Если выбран режим Bring To Front, то текст будет располагаться на заднем плане, за ползунком. При выборе Send Behind текст располагается на переднем плане, а ползунок за ним. Плюс ко всему в поле пересечения периметра текста и периметра ползунка, последний (в режиме Send Behind) перестает реагировать на действия мыши в поле, являющимся общим для обоих объектов.

Align - при выборе этой функции открывается список подфункций, которые позволяют так или иначе равнять выбранные (отселектированные) объекты относительно друг друга. Там все достаточно наглядно и понятно, и следует учесть лишь то, что если вы выровняли несколько объектов сначала по вертикали, а потом по горизонтали, то они просто належатся друг на друга.

Move Locked - выбор этой функции запрещает перемещение объектов по станине. Вы все так же можете инструментом редактирования менять те или иные назначения ползунка, но менять его размеры и передвигать куда-либо уже нет. Достаточно удобная функция. Когда работаешь в MIDI администраторе, нет-нет да и переключишься случайно на стрелку, и пока поймешь это, два-три объекта уже сдвинуты со своих мест.

Предположим, что вы уже что-нибудь поняли и даже успели обработать какую-нибудь часть. Если вы хотите, чтобы это сохранилось, можно посоветовать следующее. В левом верхнем углу MIX трека (Рис. 29) вы видите маленький квадратик и в нем "минус". Это не просто минус. Программисты называют его "Системное меню". Примечательно оно тем, что имеет ряд стандартных опций, таких, как Minimize, Close и тому подобное. Но плюс ко всему разработчики программного обеспечения любят засунуть туда и пару-тройку своих


функций. MIDI менеджер не явился исключением. Щелкните мышью в системное меню MIX трека, и вы увидите наряду со стандартными функциями и эксклюзивные строки. Это - KEEP, CANCEL и Default Size. При нажатии левой кнопки на KEEP вы сохраните (внутри сонга) все, что вы наделали в MIX треке. Это касается не создания и расположения ручек, а того, что вы этими ручками делали. CANCEL отменит вышеописанную процедуру, а при нажатии на Default Size окно MIX трека увеличится до размеров вашего экрана. Здесь примечательно следующее. Заботливые создатели Cubase сделали функцию Default Size. Спасибо, но вот об обратном процессе не позаботились, так что восстановить размеры окна можно только вручную (взявшись мышью за правый нижний угол).

Можно также, как уже говорилось выше, запомнить определенную "карту" набора ползунков и функций. В окне аранжировки Cubase, в поле Part Info щелкните два раза левой кнопкой мыши в поле Mixemap, и перед вами появится диалоговое окно (Рис.32).

35.jpg


SAVE - эта функция позволяет нам запоминать карты устройств. Щелкнув мышью ниже NAME, вводите название карты, а ниже OBJECTS вы можете увидеть количество объектов, созданных в этой карте. Как и все в MIDI, их не может быть больше чем 128. Далее нажимаете кнопку SAVE, и ваша карта сохранена (на какой-либо носитель). Кнопка LOAD позволяет вам вызвать вашу или другие карты, которые были сохранены ранее, и кнопка REMOVE удалит выбранную карту из списка под NAME, но не с винчестера или сдискеты. Данное диалоговое окно можно также вызвать из строки OPTIONS главного окна Cubase. Выберите в списке функций OPTIONS строку SETUP MIXERMAPS, и все получится.

В заключение отмечу, что события MIDI администратора не являются MIDI событиями как таковыми, а есть особые внутренние события Cubase. Когда эти особые события воспроизводятся через объекты MIDI администратора, создаются MIDI события и передаются на ваше оборудование. Ради интереса я пробовал конвертировать особые события непосредственно в MIDI, путем экспериментирования с MROS и с MIDI IN\OUT, но особых успехов не добился.